МЫ - ГАДЖИЕВЦЫ С ТОБОЙ, ЭТИМ НАДО ДОРОЖИТЬ!
Магомед Гаджиев - горец,
Дагестана храбрый сын,
Командир - североморец,
Рыцарь северных глубин.
Биография героя.
Мегеб - родина Магомеда Гаджиева. В его детские годы это был небольшой населённый пункт, сакли которого сгрудились вокруг такой же маленькой мечети. Название аула связывают с даргинским словом "МеIге", что означает зерно или ядро
Магомед Имадутдинович Гаджиев родился 20 октября 1907 года в дагестанском ауле Мегеб, неподалеку от города Буйнакска. Отец - Имадутдин - аварец, мать - Хурбиче - лачка. От родителей Магомед унаследовал отцовскую физическую силу и мягкость характера, мамину - волю и решительность.
В семье он был первенцем, свое имя получил в честь деда Магомеда Гаджи. Семья жила бедно, можно сказать, в нищете.
В 5 лет по горскому обычаю Магомеда отдали на воспитание мулле, и не однажды ему пришлось на себе испытать удары палки. Учеба давалась мальчику легко. С отличием он окончил 4-х классную школу. Как настоящий джигит, мог на полном скаку выхватить, свесившись с коня, из стада барашка. Наверное, так бы и рос он как все сверстники, но после смерти от сибирской язвы матери в дом пришла мачеха, и жизнь Магомеда стала невыносимой.
Первый побег привел подростка в Баку, где служил на военном корабле его двоюродный брат Расул. Связать свою жизнь с морем тогда ему не удалось, так как отец, разыскав сына, увез беглеца в аул. Однако вынести новые обиды в родном доме, уже познавший вкус свободы мальчик не мог. Второй побег, третий…
И вот он опять у моря. На этот раз ему повезло. Три месяца Магомед плавает юнгой с двоюродным братом на настоящем боевом корабле. Счастье длилось недолго - белогвардейцы расстреляли его брата.
В 13 лет Магомед ушел на гражданскую войну. Он играл на трубе в полковом оркестре, в бою был помощником пулеметчика, а чаще всего помогал артиллеристам.
Армейская служба у Магомеда закончилась, когда его разыскал отец, вернул домой и определил в педагогический техникум. Не закончив обучение в техникуме, он уехал в Баку и устроился на консервный завод. Все друзья Магомеда знали о его мечте стать моряком. И судьба подарила ему удачу.
В августе 1925 года по путевке Дагестанского обкома комсомола он поступил на специальный курс военно-морского училища в городе Ленинграде.
И так мечта начала сбываться. Три года провел Гаджиев на подготовительном курсе военно-морского училища. Магомед отличался напористостью и трудолюбием, и в 1931 году за отличную учебу, примерное поведение выпускник курсант Гаджиев был награжден именным пистолетом системы Коровина.
После окончания училища молодой офицер был направлен минером на подводную лодку Черноморского флота из серии "АГ", так называемую "агешку". Служба на такой подлодке явилась для М. Гаджиева великолепной школой.
Через полгода Гаджиев направляется на обучение в учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова, после чего возвращается в Севастополь. Год плавал помощником командира на подводных лодках.
В 1931 году Япония захватила Маньчжурию, и Советский Союз вынужден был укреплять побережье Дальнего Востока. Осенью 1933 года Магомед Гаджиев выехал в город Николаев, где должен был принять под командование лодку из только что построенных ПЛ серии "М" ("Малютка").
И вот как начальник одного из эшелонов с таким важным грузом М. Гаджиев прибыл на Дальний Восток.
Капитан-лейтенанта Гаджиева назначили командиром "М-9". На ней он совершал самостоятельные выходы в такой сложный район, как Японское море, ставил эксперименты, оттачивал мастерство, устанавливал рекорды автономного плавания. Два года упорного труда привели к тому, что "М-9" стала ведущей в дивизионе "Малюток".
В 1934 году впервые в мире в Уссурийском заливе советские подводные лодки прошли подо льдом. В связи с этим большая группа моряков ТОФ была награждена орденами и медалями. Магомед Гаджиев был удостоен ордена Ленина. Из дагестанцев он был первый, кто получил такую высокую награду.
В апреле 1936 года Гаджиева перевели с "М-9" на "Щ-117", которая имела не менее славную историю, чем "малютка".
В августе 1937 года М.Гаджиева, как передового командира отправили в Ленинград в Военно-морскую академию. Полный курс обучения Гаджиеву не пришлось завершить, так как он получил новое назначение.
28 сентября 1939 года (Авт. - начало Второй мировой войны) Гаджиева отозвали из академии и направили в район военных действий на Север, где он выполнял боевые задания. В том же году его определили начальником штаба подводного отдела Северного флота. Отдел координировал действия подводных лодок.
Вскоре командование назначило Гаджиева командиром 1-го дивизиона подводных лодок. В этой должности он и встретил начало Великой Отечественной. К началу войны этот дивизион был самым маленьким по количеству подводных лодок. Из 15 кораблей, которыми обладали подводные силы СФ, под началом Гаджиева было всего 3 подводные лодки. Но это были самые крупные по тому времени субмарины: уже знаменитая "Д-3" - "Красногвардеец", участвовавшая в спасении папанинцев и совершившая первое в мире подледное плавание, а также "К-1"и "К-2"- крейсерские лодки, вызывающие зависть у союзников своими мореходными качествами и вооружением. Осенью на Северный флот пришли еще 8 ПЛ, в том числе четыре крейсерские лодки: "К-3", "К-21", "К-22" и "К-23".
1-й дивизион под командованием М.Гаджиева стал самой мощной ударной силой в бригаде подводных лодок. С именем М.И. Гаджиева связаны славные традиции подводников-североморцев. Он почти постоянно находился в боевых походах: вернувшись в базу их очередного выхода на вражеские морские коммуникации, сразу уходил на другую ПЛ своего дивизиона. Его прозвали "Человеком войны".
27 августа 1941 года подводная лодка под командованием опытного моряка капитана 3 ранга В.П. Уткина покинула рейд Полярного. На борту лодки находился комдив М.Гаджиев. "К-2" крейсировала в район Тана-Фиорда. Время от времени всплывала под перископом. 31 августа был замечен фашистский транспорт, шедший без охранения. До транспорта далеко, торпедами ничего не сделать. По приказу Гаджиева всплыли и применили артиллерию, начали преследовать противника. Несколько снарядов угодило в борт, палубу и надстройку немецкого транспорта, но противник успел войти в зону действия своих береговых батарей. От погони пришлось отказаться. "К-2" получила приказ вернуться в базу. Утешало то, что почин артиллерией был сделан.
Исключать из средств борьбы с врагом два мощных 100-мм орудия да еще две 45-мм пушки, которыми были оснащены подводные лодки типа "К", на взгляд М.Гаджиева, было непростительно. Последующие походы ПЛ дивизиона "К-3", "К-21" подтвердили правоту комдива. Вслед за Гаджиевым свои орудия направляли на врага командиры "К-22", "К-23".
Всего в 1941 году подлодки Северного флота выполнили семь артиллерийских атак, в результате было потоплено 3 корабля противника и несколько катеров.
28 апреля 1941 года Гаджиев вышел в свой двенадцатый поход на борту "К-23", которой командовал капитан 3 ранга Л.С. Потапов. Бой 12 мая стал последним для экипажа ПЛ "К-23" и командира дивизиона Магомеда Имадутдиновича Гаджиева.
В базе сильно беспокоились, так как долгое время от экипажа лодки не было никаких известий, но никто не хотел верить, что с лодкой могло что-то случиться. И только 12 мая получили тревожную радиограмму: "Уничтожил торпедами транспорт противника. Потопил артиллерией два сторожевика. Имею значительные повреждения. Погружаться не могу. Прошу…" А вот что он просил, осталось неизвестным. Радист не успел закончить передачу. Это был последний доклад от Гаджиева.
12 мая 1942 года в районе Оксефиорда был обнаружен конвой противника: транспорт в охранении двух сторожевиков. Вскоре транспорт был потоплен торпедами. Но лодке пришлось всплыть, так как атакованная глубинными бомбами сторожевиков, она получила повреждения топливных цистерн, соляр всплывал, и "К-23" "следила". ПЛ приняла надводный бой со сторожевыми кораблями противника. Два сторожевика были потоплены артиллерией. В радиограмме 12 мая в 14 часов 10 минут, подписанной Гаджиевым, об этом сообщалось.
В тот же день "К-23" в 15 часов 50 минут подверглась нападению вражеского самолета, вызванного по рации вражескими сторожевиками. От взрыва авиабомб в корпусе образовалась пробоина, вышел из строя главный дизель. После нападения самолета лодка, чтобы уклониться от приближающихся фашистских "охотников", погрузилась. Но масляный след по-прежнему выдавал ее, и корабли противника продолжали преследование. Отправленные на помощь экипажу ПЛ "К-23" самолеты Северного флота ее уже не нашли.
Всего 8 месяцев довелось Гаджиеву воевать с врагом. Вся война еще была впереди, но имя Магомеда Гаджиева уже стало известно на всех флотах как символ бесстрашия, дерзости и мужества.
27 кораблей потопили за 8 месяцев крейсерские лодки гаджиевского дивизиона, десять из них уничтожены при личном участии комдива.
23 октября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил посмертно капитану 2 ранга Магомеду Имадутдиновичу Гаджиеву звание Героя Советского Союза. Гаджиеву в момент гибели было всего 35 лет.
В своих воспоминаниях подводник-североморец Герой Советского Союза И.А. Колышкин писал о своем боевом друге Гаджиеве: "Он был рожден для моря. С морем были связаны все лучшие годы его жизни, все самые большие его свершения. В море он и остался навсегда".
Его имя живет в названиях улиц, населенных пунктов. Память о легендарном подводнике увековечена в названии одного из военных гарнизонов, расположенных в Мурманской области.
... У входа в аул, где родился Магомед Гаджиев, не поставили памятный камень, как принято в Дагестане. Это потому, как говорят старики аула, что его никто не видел мертвым.
100-летие М.Гаджиева
Выступление учащихся СОШ №5 в здании администрации
Как это было.... 100-летие Магомеда Гаджиева в школе
20 октябрь 2012г.-105-летие М.Гаджиева ...
Сценарий
мероприятия посвященного 105-летию
Героя Советского Союза М.И.Гаджиева
20 октября 2012г.
Перед началом мероприятия гостей встречают у школы учащиеся построенные в два ряда вдоль дорожки к памятнику М.Гаджиева.
У памятника почетный караул пионеров школы – юных гаджиевцев, а также построены дети для приема в пионеры.
Ответственный за подготовку детей: Султанова А.Д. – ст. вожатая.
После приема в пионеры гости проходят в школу; просмотр выставки, экскурсия в школьный музей «Краевед» им. Булача Гаджиева. Затем проходим в зал.
Зал празднично оформлен, развешены газеты подготовленные детьми к 105-летию М.Гаджиева, шары, видео-сопровождение и презентация (отв. Магомедгаджиева А.Н.)
Дети в зале встречают гостей стоя и аплодисментами;
Начало мероприятия:
На сцене хор учащихся 7-х классов, звучит песня «Днем и ночью со штормами споря…»
(стихи - Дмитрий Трунов)
Днём и ночью, со штормами споря,
От родимой гавани вдали
По глубинам Баренцева моря
Боевые ходят корабли.
Не дают они врагам покоя,
Бороздя бездонный океан,
Их в атаку водит под водою
Наш бесстрашный горец-капитан.
Потопил он в Баренцевом море
27 фашистских кораблей,
Мы горды, что дагестанский горец
Стал легендой северных морей.
Ходят волны по морю большие,
Омывая много дальних стран,
И живёт в них Магомет Гаджиев –
Наш бесстрашный горец-капитан.
Хор уходит со сцены им на смену выходят учащиеся начальных классов
(литературная композиция в исполнении учащихся 2-4кл. по произведению Ирины Ядринцевой «Мы –Гаджиевцы с тобою»)
Ответственный за подготовку детей: Мусаева З.А. – учитель начальных классов
1Магомет Гаджиев – горец, 11Первый техникум создали –
Дагестана храбрый сын, Здесь нужны учителя!
Командир – североморец, Оживёт без них едва ли
Рыцарь северных глубин, Дагестанская земля.
2Был рождён в ауле скромном, 12Техникум окончен. Вскоре
В трудовой семье большой; Он направлен в Ленинград
Рос отважным и упорным, Значит – служба, флот и море.
С детства рисковал собой. Он – училища курсант
3 Он на скалы поднимался 13Сорок первый год. Фашисты
И, сорвавшись, вниз летел, К нам вторгаются в страну
В бешеный поток бросался – Магомет на «Декабристе»
Испытать себя хотел. Встретил грозную войну.
4 Цепкий ум, характер твёрдый 14Артиллерия, торпеды –
Проявились у него, Ждут команды. Снова бой…
Нрав – покладистый и добрый, Возвратиться без победы
Да и было ведь в кого! Магомет не мог домой.
5 Мы ещё не говорили: 15Стойкость, храбрость, дисциплина
Магомет был старший сын; Для Гаджиева – закон
Семерых детей растили Возвратиться без победы
Хурбиче, Имадутдин – И любовь, и славу он.
6 Кони, овцы, сад чудесный… 16 Глупость, лень, неосторожность
Не до отдыха. И вдруг Не скрывая, презирал
Магомет услышал песню – И малейшую оплошность
О героях пел ашуг. В ратном деле не прощал.
7Жажда действия. Простора 17Есть противник – есть задача,
Завладела им всерьёз. Есть причина рисковать
Он любил Гуниба горы, Дело правое, и значит,
Но с мечтой о море рос. Решено – атаковать
8На корабль попасть не просто… 18 …Лодка в базу не вернулся
Раз приехал в их аул И холодная вода
Морячок военный в гости – Успокоилась, сомкнулась
Брат двоюродный Расул. Над «катюшей» навсегда.
9Форма, выправка, рассказы 19Человек решений, дела –
Магомета потрясли. С ней погиб, но вечно жив
И решил парнишка сразу: Волевой, горячий смелый,
Он увидит корабли! Удивительный комдив.
10Из родительского дома 20Наш Керим, моряк и воин
Убегает он тайком, Так и не был побеждён.
Чтобы в мире незнакомом Золотой Звёздой Героя
Стать военным моряком. Он посмертно награждён.
После исполнения композиции дети уходят со сцены; звучит песня «АХ эти тучи в голубом…» в исполнении учительницы начальных классов
Дадаевой З.М.;
На сцене вальс в исполнении учащихся 8 А кл., (девочки в одинаковых платьях по стилю военных лет, мальчики в белых рубашках, черных брюках)
После танца дети уходят со сцены.
Дадаева З.М.:
С первых же дней войны тысячи дагестанцев по зову сердца и Родины, по призыву партийно-советских органов прямо с митингов, прокатившихся по всем населенным пунктам Дагестана, направлялись в военные комиссариаты с заявлениями — зачислить их в ряды действующей армии добровольцами.
Всего в годы войны Дагестан дал фронту 180 тыс. мужественных воинов, из них погибло более 90 тыс. человек. Численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 023 317 человек. Следовательно, число дагестанцев, отправленных на фронт в годы войны, нужно признать весомым. Дагестанцы плечом к плечу с сыновьями и дочерями героического русского народа и других братских народов достойно защищали Родину и сражались на всех фронтах войны, на земле, море и в воздухе против немецко-фашистских агрессоров. Десятки тысяч дагестанцев награждены орденами и медалями. 60 человек заслужили звание Героя Советского Союза, 7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Кровью своей дагестанцы скрепили узы дружбы с братскими народами нашей страны в суровые годы Великой Отечественной войны.
Пока читаются сведения об участии дагестанцев в Великой Отечественной войне на сцену поднимаются участники спектакля.
Отрывок из спектакля Булача Гаджиева «На Родине Героя» в исполнении и учащихся 10-х классов. Дети одеты соответственно времени военных лет.
Ответственный за подготовку: Ахмедова А.Р. – учитель русского языка и литературы.
ЛЕВИТАН - (радио) Говорит Москва! (Длинная пауза) «Указ Президиума
Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых
заданий командования на фронте борьбы с немецкими
захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство
присвоить звание Героя Советского Союза с вручением
Ордена Ленина и медали «Золотая звезда» командиру
дивизиона подводных лодок капитану 2-го ранга Гаджиеву
Магомеду Имадутдиновичу!»
Председатель Президиума Верховного Совета СССР – М.Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР – А.Горкин
Москва , Кремль, 23 октября 1942 года (пауза).
ВОЗГЛАСЫ:
1 – Люди, друзья, нет Вы слышали?
2 – Вот это новость!
3 – Всем новостям – новость!
4 – Подумать только! Герой Советского Союза!
5 – Люди, идите на годекан, на площадь.
6 - О, господи, какой день, какой день!
7 – Мегеб будто на луну подняли.
8 – Нет, ты, мне скажи, что соседи про нас будут теперь говорить?
9 – Про нас теперь весь Дагестан скажет!
10 – Вон из этого родника пил Магомед воду.
11 – Ведь он со мной близко знался!
12 – Знался? Он мне родственник
13 – А кому он чужой? (входят люди).
14 – Что случилось, что за шум?
15 – Случилось? Это не слово!
16 – Война кончилась?
17 – На наше горе конца ей не видно!
18 – После разгрома Надир - Шаха земля Мегеба не знала такого Героя!
19 – Да, говорите же скорее его имя!
20 – Сын Имадутдин и Хурбиче – Магомед!
21 – О, несчастье! Ни отца, ни матери, чтобы поздравить
22 – Всегда так в жизни: слезы и радость рядом шагают.
23 – Поздравим Шахун, тетю Магомеда.
24 – Эй, Шахун, где ты!!
ЗУХРА - (с крыши) Смотрите, смотрите. Из Кумуха люди со знаменем идут! Что это? И со стороны Чоха, и со стороны Согратля и через
Турчи- Даг.
САЛМАН – К нам-ли, дочка, идут?
ЗУХРА – Ей богу, к нам, дядя Салман, к нам идут!
(Звуки зурны, барабана, голоса. Люди приветствуют,
Поздравляют друг друга. Конский топот. На сцену влетает
молодой человек .)
ГОНЕЦ - Шуанет, что я тебе привез! Читай скорей (отдаёт письмо)
ШУАНАТ - (читает) Встречайте Муртузали – дядю Магомеда Гаджиева
и товарища Макса Зингера, который пишет книгу о нашем
Герое Советского Союза.
ШУАНАТ – А, Магомед? (пауза. Шум)
ГОНЕЦ - Их было двое… (прощается. Уходит. Цокот копыт. Пауза)
ГОЛОС – Вот времена! Когда то одну единственную на Дагестан книгу
написал наш знаменитый Дамадан Мегебский. Теперь книгу
напишут о не менее знаменитом Магомеде Мегебском.
КУМУХЕЦ - Пусть не обижаются мегебцы. Первым в книгу надо записать
следующий факт. Магомед ещё 6-летним ребенком, чтобы
увидеть Каспийское море забрался на нашу Кумухскую
гору Вицилу.
ЧОХЕЦ - Но, добрые люди, скажите мне, если бы не наш чохский врач
Муртузали, который спас упавшего в пропасть – собрались мы
в Мегебе сегодня?
АКУШИНЕЦ - Но и Вы не обижайтесь соседи. Ещё раньше этого случая
следует внести в книгу, что предки Магомеда 600 лет
назад жили близ нашего акушинского села Муги в Ме-мехе!
Это, что-нибудь да значит!
ГУНИБЕЦ – А знаете ли Вы, что Магомед в юности носил имя Кима
Гунибского, что он любил Гуниб, знал его, всегда приезжал
к нам. По-моему это очень важно для книги.
ЗУХРА - Едут, едут (возгласы, шум, входят Зингер, Муртузали. Взаимные
приветствия. Шахун, как бы оказывается на одном конце сцены,
Муртузали на другом).
ШАХУН - (Тоскливо кричит) Брат мой!
МУРТУЗАЛИ – Сестра! (Медленно идут друг к другу. Шахун причитает.
Плачет. Обнимает Муртузали.)
ШАХУН - (Успокаиваясь. Обращаясь к Зингеру) Здравствуй гость!
У нас в горах есть адат – три дня не спрашивать имя кунака.
кто он и откуда.
Сердце у меня изболелось – вот-вот выскочит из груди.
Я потеряла двух сыновей на этой войне. Прости меня гость,
Что нарушу обычай предков. Скажи как живет поживает мой
Племянник? Почему не приехал наш Герой?
Народ весь превращается вслух, сдвигается, чтобы услышать, что скажет Зингер, а в это время героическая музыка, хор, а позади них на фоне гор
появляется памятник Магомеду Гаджиеву.
После спектакля дети уходят со сцены, в это время Дадаева З.М. читает стихи (отрывок из поэмы А.Жарова «Керим»)
Давай, моряк, с тобой поговорим
О боевом подводном командире,
Известном в нашем краснофлотском мире
Тебе и мне по прозвищу Керим.
Его не раз балтийский шторм качал,
По Черноморью он ходил в тумане,
А может, и на Тихом океане
Ты до войны Керима повстречал.
Спроси о нём на Севере: - Ну как,
Не правда ли, что парень – молодчина? –
Тебе ответят просто: - Морячина! –
Сказать желаю: истинный моряк.
Литературно музыкальная композиция 105-летию М.Гаджиева, в исполнении учащихся 9-11 классов)
Ответственный за подготовку: учитель английского языка Магомедбекова З.Б.
1. В истории каждого народа есть имена, значимость которых с годами лишь возрастает. Немало их в истории страны гор. Легендарные дагестанцы прославляли свой родной край во время второй Мировой войны на суше и на воде, доказывая, что они готовы отдать свою жизнь за свободу родной земли.
2. 20 октября 1907г. в селении Мегеб Гунибского округа родился тот, чьё имя вписано золотыми буквами в историю подводного флота России – Магомед Имадутдинович Гаджиев.
3. Герой Советского Союза, капитан II ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота, Магомед Имадутдинович Гаджиев увековечил своё имя победоносными боями под водой против фашистского флота. Под его командованием уничтожено 27 кораблей противника.
4. Его решительность уверенность в победе и строгий расчёт могли отстоять сражение даже в самой безвыходной ситуации.
5. В начале 20х годов Магомед отправился в Баку к своему двоюродному брату Расулу, служившему на боевом корабле. Уже тогда выяснилось, что Магомед бредит морем.
6. В далёком 1921 году Магомед Гаджиев поступает в Дагестанский Педагогический техникум в городе Буйнакске.
7. Все знали о мечте Магомеда стать моряком и судьба подарила ему удачу7
8. По путёвке Дагестанского обкома комсомола Магомед поступил на специальный курс военно-морского училища. После училища Магомед служил на черноморском Тихоокеанском флоте.
9. В 1935 году за успехи в боевой подготовке капитан- лейтенант М. Гаджиев стал первым уроженцем Дагестана, удостоенным вышей награды СССР, награждён орденом Ленина.
10. Магомед Гаджиев поступил учиться в Военно-морскую академию имени Ворошилова, но окончить обучение не успел – был назначен на Северный флот, командующим 1 го дивизиона подводных лодок.
11. Атаки в которых участвовал Магомед Гаджиев отличались внезапностью, дерзостью, стремительностью манёвра. Он был самым невозмутимым из самых хладнокровных моряков, имел пылкое воображение и ясный здоровый ум, обладал выдержкой и терпением.
12. Адмирал Головко так отзывался о Магомеде Гаджиеве: «Удивительный был человек… по детски влюблённый в море. Он был рождён для моря, и в нём и остался».
13. Нашему Герою принадлежат удивительные слова – «Нигде нет и никогда не будет такого равенства перед лицом славы и смерти как у экипажа подводной лодки. Где все либо побеждают, либо погибают».
14. Лодка – островок России Жить не может без стихии Жить не может без простора и без глубины … В ней закон или все живы, или всем одна могила. Перед смертью в лодке все равны.
15. Бесстрашный горец наш Магомед Гаджиев говорил: «Я одного только боюсь уходя в море – вернуться домой без победы».
16. Дивизион под командованием М. Гаджиева потопил в Баренцевом море 27 фашистских кораблей. Всего 8 месяцев довелось Гаджиеву воевать с врагом. Вся война ещё была впереди, но имя М. Гаджиева было уже известно
На всех флотах как символ бесстрашия, дерзости и мужества.
17. С именем Гаджиева связаны славные традиции подводников – североморцев. Легендарный подводник Магомед Гаджиев первым применил тактику использования кораблей противника. Именно он ввёл традицию салютовать при победоносном возвращении из боевого похода.
18. Не плачь,
Не гляди печально .
Я рядом,
Я близко,
Я здесь.
С утренней почтою чаек
Получишь добрую весть.
О том, что в мире едином
Вечной разлуки нет.
В море уходят мужчины,
Женщины смотрят вслед.
Так знакомо и грозно
В море идут корабли.
Сегодня морские звезды
На наши плечи легли.
19. Не плачь.
Не гляди печально.
Я близко.
Я рядом.
Я здесь.
С вечернею почтою чаек
Пришли мне хорошую весть.
Будет ли нынче малина?
Идут ли грибные дожди?
Нам слышно –
Стучит машина
У судна в стальной груди.
А значит, гибель не скоро.
И мир еще на плаву.
Не плачь.
Не гляди так скорбно.
Я здесь.
Я рядом живу…
20. Указом Президента Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко – фашистскими захватчиками, Магомеду Гаджиеву присвоено звание героя Советского Союза.
21. Славное дело Магомеда Гаджиева нашло продолжение в семье Гаджиевых, двое из пяти братьев Гаджиевых связали свою судьбу с морем. Младший брат Курбан в конце войны служил торпедистом на знаменитой лодке К- 6 . Был награждён орденами и медалями.
22. Властелином идей называли Альберта Гаджиева. Он не нарушил традицию семьи Гаджиевых быть первыми. Первый контр – адмирал Дагестана, Первым Указом Президиума Верховного Совета Альберт Гаджиев был награждён орденом «За службу Родине в Военных Силах . СССР».
23. Булач Гаджиев – Народный Герой Дагестана № 1, Народный учитель РСФСР тоже начинал служить в море юнгой на корабле М. Гаджиева.
24. Внук М. Гаджиева Андрей Евгеньевич Петрикевич сегодня работает на техническом танкере, перевозит радиоактивные отходы. Правнук Магомеда Гаджиева Сергей Петрикевич тоже морской офицер. Он окончил военно – морской институт им. Петра Великого.
25. Память о Магомеде Гаджиеве достойно хранят его потомки. Его именем назван гарнизон военных моряков в Мурманской области, улицы и предприятия нашей огромной Родины.
26. Память о герое свято берегли .
Городок у моря, школа и колонны
На парадно марше.
На краю земли
Здесь твоим потомкам
За тебя вручили
Памятные знаки северной земли,
Здесь уходят в море
Как велось исстари
На Руси защиту чудо – корабли.
Замерла минута в траурном молчанье.
Только снег седины укрывает вмиг,
И шаги чеканя, лодок экипажи
Вновь проходя маршем.
Посмотри на них!
Молча брат в руки примет камень
Что хранила в море русская земля
Наш Гаджиев с нами, он нас охраняет,
Как в войну когда – то, не щадя себя.
И священно знамя дружбы двух народов:
Дагестанский, русский мы одна семья!
Велика Россия, но своих героев
Уважать и помнить будем мы всегда!
Учащиеся старших классов уходят, на передний план выходит хор. Звучит гимн города Гаджиево (Слова и музыка Ольги Листопад)
Синева океана, снегов белизна...
Край земли и начало России.
Горизонт - это сопок крутая волна,
Здесь полгода бушует стихия
Припев:
Море сковано холодом.
Форма - чёрная с золотом.
По героям сверяем шаг,
Гордо реет Андреевский флаг.
У ягельных скалистых берегов
Наш гарнизон военных моряков.
Гаджиево - ты город - часовой,
И вся Россия за твоей спиной!
Службу ратную город исправно несёт:
Каждый день, каждый миг он в дозоре.
Прочен нашей любимой Отчизны оплот,
Как незыблемо Баренца море
Припев
Наши души промыты солёной водой,
Закалённые северной стужей.
Город нашей судьбы! Ты всегда молодой,
Ты России, ты Родине нужен!
Припев
Хор уходит со сцены, выходят учащиеся школы. В руках у них альбомы :
• «Магомед Гаджиев»
• «Братья Гаджиевы»
Директор школы вручает альбомы представителям городской администрации:
• Магомедхану Даитбековичу – председателю городского собрания народных депутатов;
• Анисат Акаевне – председателю комитета солдатских матерей г.Буйнакска;
Слово для приветствия и поздравлений предоставляется нашим гостям
• Зулаевой П.М. – директору школы № 2 , председателю Совета директоров;
• Представителям семьи Гаджиевых: дети двоюродной сестры героя Бадрижат(дочь тети Шахун):
• Бугаеву Шамилю Магомедовичу;
• Бугаеву Шамхалу Магомедовичу;
• Бугаеву Магомед-Наби Магомедовичу.
Автор сценария – и.о.директора школы Газиханова П.Б.